Статьи

Гуманитарий и точный расчёт: как копирайтеру собрать работающее портфолио

За автора говорят его тексты. Хотите получить заказ или постоянную работу — не рассказывайте, что классно пишете, а покажите уже написанное. У вас может быть небогатый опыт, резюме без филфака в разделе «Образование» и серьёзных кейсов, но, если потенциальному работодателю понравятся ваши прошлые материалы, можете рассчитывать как минимум на тестовое задание. А его (лайфхак!) потом тоже можно внести в портфолио, даже если с этой компанией не сложится. Рассказываем, как и в каком формате собрать лучшие образцы своего труда и вдохновения.
Наталья Дубашинская
Наталья Дубашинская
автор статей

⏱ 4 минуты полезного чтения

Копирайтеры бывают разные: кто-то готов писать в любых форматах и на множество разнообразных тем, кто-то выбирает узкую тематическую нишу, кто-то работает только в больших формах, а кто-то обожает писать короткие посты для соцсетей. Рекомендации в этой статье подходят для универсальных авторов, которые пишут и реплики для чат-ботов, и лендинги, и письма для рассылок, и карточки товаров на маркетплейсах, и посты, и лонгриды — разнообразные тексты на заказ.

Что такое портфолио копирайтера?

Портфолио показывает работодателю не столько уровень квалификации копирайтера, сколько его авторский стиль и языковую, стилистическую манеру. Относитесь к портфолио не просто как к архиву своих лучших работ, а как к презентации, рекламному набору материалов, которые расскажут: владеете ли вы разными жанрами, схемами, пишете ли грамотно, как начинаете и заканчиваете тексты и умеете ли доносить основную мысль?

Важно помнить, что создание портфолио преследует одну простую маркетинговую задачу — получить заказ. А для этого нам — авторам — нужно продать себя, чтобы заказчик узнал про наш опыт, прочитал тексты и предложил работу. Не стоит пугать потенциального заказчика объёмом — показывать сразу все свои тексты. Пусть их будет немного, но каждый — высокого качества, каждый — показывающий новую грань вашего профессионализма.

Что включать в портфолио

Хороший вариант для универсального автора: сначала показать более короткие тексты, а следом приложить статьи, лендинги и прочее или дать ссылки на них.

Оптимальная для восприятия заказчиком основа портфолио:

  • 3–5 постов для соцсетей (продающий, обучающий, развлекательный), написанные в разных стилях для аккаунтов разных по позиционированию брендов в пределах 1000 знаков каждый.
  • 3–5 статей, лонгридов (информационный материал, текст в жанре сторителлинга, интервью, атмосферный репортаж, рассказ о персоне, руководство по пользованию каким-либо продуктом), написанные для площадок с разными целевыми аудиториями.
  • 3–4 образца других форматов (карточка товара, тексты для лендинга, рассылки или чат-бота).

Оформление портфолио

Хорошо структурируйте своё портфолио — это проявление вежливости и уважения ко времени того, кто будет его смотреть. Наглядность и понятность вашего документа выгодно выделит вас из череды тех кандидатов, портфолио которых выглядит как «простыня» текста или «кладбище» ссылок.

Рубрицируйте материалы

Если это облачное хранилище — пусть будут папки с понятными названиями. Если это текстовый формат — нужны заголовки, например «Посты для соцсетей», «Статьи в журнал», «Карточки товара для маркетплейса» и т. п.

Внутри папки или рубрики используйте подзаголовки для каждого текста — должно быть понятно, для какой аудитории написан материал и какие задачи он должен выполнить. Например, «Пост для аккаунта бренда одежды для подростков» или «Статья — отчёт о конференции для ИТ-компании».

Показывайте ценность

Чтобы текст выглядел не просто набором слов, а инструментом, подавайте его как кейс — добавляйте несколько предложений, которые описывают:

  • с какой задачей пришёл заказчик;
  • почему вы решили её именно таким текстом;
  • если у текста был измеримый KPI (рост числа подписчиков, количество комментариев, репостов или сохранений, конвертация в отклик и т. п.), то каков результат.

Упаковывайте

Одного лучшего решения, как должно выглядеть портфолио копирайтера, нет. Это может быть облачное хранилище, например гугл- или яндекс-диск, текстовый файл или визуально продуманная презентация — от формата pdf до специально свёрстанного лендинга в Tilda, Wix и прочих конструкторах сайтов. В любом случае портфолио должно:

  • быстро открываться;
  • иметь понятную навигацию;
  • легко читаться (шрифт не должен быть мелким, изысканно витиеватым и неконтрастным к фону).

Помимо привычных форматов, для портфолио можно использовать и менее очевидные ресурсы.

✓ Таплинк

Это сайт, позволяющий создавать микролендинги для соцсетей. Мы привыкли видеть ссылки на таплинк в описании аккаунтов, но его используют его и независимо от них, как обычный сайт. Удобно, что каждый текст-пример можно разместить под отдельной кнопкой, дав ей соответствующее название. Получится вертикальная галерея: «Продающий пост для медицины», «Сторителлинг эксперта», «Продающий текст по схеме AIDA», «Пост для сохранений» и так далее. Ссылку можно отправлять заказчику.

✓ Канал в Телеграме

Достаточно завести отдельный канал под портфолио, сложить в него нужные тексты и отправлять ссылку заказчикам.

✓ Аккаунт-портфолио в социальной сети

Тоже отдельный аккаунт, где каждый пост — пример текста. На изображениях можно подписать тему или тип материала. В вечных сторис или виджетах — рассказать о себе, своём опыте в профессии, показать кейсы. Подходит тем, кто ориентирован на заказы только в соцсетях.

Что ещё?

В портфолио можно добавить краткие данные о себе как о копирайтере, указать контактную информацию, приложить примерный прайс на свои услуги — это снимет дополнительные вопросы, а значит, сделает общение с потенциальными заказчиками и работодателями эффективнее. Можно написать «вилку» или среднюю стоимость каждого типа заказов, которые есть в вашем портфолио, или сделать табличку в конце документа.

Ну и главное — не забывайте обновлять и пополнять портфолио. Если вы пишете регулярно, то точно растёте как автор. Тренды копирайтинга меняются быстро — пусть люди видят актуальные и модные тексты, а не написанные вами в прошлой жизни. Работать-то им с вами сегодняшним.

Важно

В любом варианте оформления портфолио не забудьте написать свои контакты.

Красиво оформленное портфолио можно начать с небольшого резюме — живого текста размером в один абзац:

  • Представьтесь: имя, фамилия, город и часовой пояс, возраст.
  • Объясните, почему вы считаете себя копирайтером: курсы, обучение, опыт.
  • Запомнитесь: напишите что-то интересное о себе, деталь, по которой вас выделят из множества соискателей.

Качественно собранное и оформленное портфолио может даже работать самостоятельно, если разместить его в онлайн-пространстве: поставить ссылку на свои страницы социальных сетях, сделать отдельным сайтом, применив CЕО-оптимизацию. Заказчик находит портфолио и пишет копирайтеру по указанным в нём контактам.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи

К другим статьям
Вакансии дня